Брант Себастьян (Brant) (около 1458 - 1521), немецкий писатель-гуманист. В книге живых и остроумных стихотворных сатир «Корабль дураков» (1494) вывел различные типы людей, олицетворяющих человеческие пороки.
* * *
БРАНТ Себастьян - БРАНТ (Brant) Себастьян (1457/58, Страсбург - 10 мая 1521, там же), немецкий ученый, юрист, писатель, основатель демократического направления немецкой бюргерской сатиры, положивший начало «литературе о глупцах» (Narrenliteratur).
Биография
Себастьян Брант родился в 1457/58 в семье трактирщика. В 1475 он прибыл в «вольный город» Базель, где начал изучать юриспруденцию и другие науки. Брант свободно владел латинским языком, под руководством И. Рейхлина (см. РЕЙХЛИН Иоганн) изучал древнегреческий. Он стал профессором канонического и римского права, деканом юридического факультета, кроме того, занимался адвокатской практикой и принимал участие в базельском книгоиздании. Брантом был опубликован ряд юридических, теологических и литературных текстов, в частности, он издал труды средневекового немецкого моралиста и сатирика Фрейданка. Литературное наследие Бранта представляет собой политические и исторические произведения и изречения, наибольшую известность из которых получила его поэма «Корабль дураков». В 1499 Себастьян Брант вернулся в Страсбург, где достиг видного служебного и общественного положения, став городским писцом и имперским советником.
Творчество
Брант был близок к кружку страсбургских гуманистов. Свободно владел латынью, был энциклопедически эрудирован, начитан, его любимым поэтом был Вергилий (см. ВЕРГИЛИЙ (поэт)). В 1494 опубликована его знаменитая сатира «Корабль дураков» (Narrenschiff), которая стала самой популярной книгой в Германии вплоть до «Вертера» Гете (см. ГЕТЕ Иоганн Вольфганг). «Корабль дураков» много раз переиздавался и вскоре был переведен на другие языки. Уже в 1498 гуманист Я. Лохер перевел эту поэму на латинский язык, сделав ее достоянием всей культурной Европы, в 1497 был сделан перевод на французский, в 1500 - на голландский, а в 1507 - на английский. «Корабль дураков» - это первая немецкая книга, получившая такой массовый международный успех. Ее широкому распространению способствовало и удачное сочетание текста и иллюстраций-гравюр, более двух третей которых было выполнено Альбрехтом Дюрером (см. ДЮРЕР Альбрехт). Воздействие книги Бранта усиливало характерное для эпохи ожидание конца света, которое связывали с наступающим 1500. Это произведение вызвало ряд подражаний, самое известное среди которых «Похвала глупости» Эразма Роттердамского (см. ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ).
Поэма Бранта стоит в начале так называемой «литературы о глупцах», к основным представителям которой принадлежат Т. Мурнер (см. МУРНЕР Томас), Гегенбах, Г. Сакс (см. САКС Ганс), Фишарт, Мошерош (см. МОШЕРОШ Ханс Михаэль) и Гриммельсхаузен (см. ГРИММЕЛЬСХАУЗЕН Ханс Якоб Кристоффель).
«Корабль дураков» - дидактическая сатира, написанная книттельферзом (восьмисложным силлабическим стихом), которая непосредственно примыкает к сатирическо-дидактическим поэмам, так называемым «зерцалам (см. ЗЕРЦАЛО (произведение))» позднего Средневековья. Однако Себастьян Брант, в отличие от теологов средневековья, рассматривает человеческое несовершенство не как проявление греха, а как результат неразумия. Уже не грешники, так обширно представленные в средневековых «зерцалах», а глупцы наполняют сатиру. Брант гротескно изображает человеческую глупость, чтобы люди могли увидеть свое подлинное обличие, искусно вплетая в поэтический текст народные пословицы и поговорки.
Рисуя человеческую глупость и ее проявления, поэт каталогизирует все ее виды. В своем произведении он описывает собравшихся на корабле 111 глупцов - представителей всех сословий, которые отправляются в Наррагонию - страну глупости. Однако добраться до берегов Наррагонии им не удается, потому что кораблем управляют тоже дураки, и он бесцельно блуждает по волнам. Собрание глупцов возглавляет мнимый ученый, желающий слыть эрудитом, но на самом деле знающий лишь несколько латинских слов и собирающий книги, чтобы сойти за умного. Среди толпы отплывающих представлены дураки самых разных сортов: и шарлатаны-врачи, и азартные игроки, и модницы, и легкомысленные родители, и скряги, и взяточники, и пьяницы, и обжоры, и многие другие. Дураки олицетворяют все виды глупости, грехи и пороки своего времени. Каждому из них Брант читает проповедь, украшая ее моральными примерами и сентенциями. Такое цитирование Библии и античных авторов является традиционным приемом сатирической литературы позднего Средневековья. Поэт обличает жадность, распутство, грубость, расточительность, зависть, лесть, неблагодарность и другие пороки, источником которых является человеческая глупость. Самым большим недостатком он считает себялюбие вкупе с корыстолюбием, разделяющее людей и ведущее к гибели. Культ господина Пфенинга заменяет гражданские и моральные идеалы общества. В целом, Брант создает картину эпохи, запутавшейся в своих противоречиях. Однако спасение возможно, если дурак увидит свою глупость и осознает ее, это знание о самом себе может превратить глупца в мудреца. Брант считает, что именно это сможет способствовать исправлению общества.